Юридические консультации

Предусмотрено ли федеральным законодательством, регулирующим социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел, первоочередное право на улучшение жилищных условий?

Отдельным категориям сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, предоставлено приоритетное право на улучшение жилищных условий.
Так, Федеральным законом от 23.11.2015 № 315-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ дополнена новой частью 10, согласно которой сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Таким образом, указанным категориям сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, предоставляется преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты перед соответствующими сотрудниками и гражданами Российской Федерации, принятыми на учет в том же году.

В ст. 40 Закона «О полиции», регулирующей основания увольнения, не содержится указания на исчерпывающий перечень оснований увольнения? Распространяются ли на сотрудников полиции основания увольнения, предусмотренные ТК РФ?

Действительно, до принятия Закона «О полиции»  в ст. 19 закона «О милиции» прямо указывалось, что перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим. В Законе «О полиции» таких указаний нет.
Сложно сказать, что все же имеет место в данном случае: просчет или сознательная позиция законодателя не ограничивать указанный перечень оснований увольнения, а оставить возможность для регулирования определенных ситуаций законодательством недалекого будущего, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел. Законопроект «О службе в органах внутренних дел» не ограничивается основаниями, перечисленными в ст. 40 Закона «О полиции», а предусматривает дополнительно десять ситуаций, детерминирующих увольнение. В то же время, необходимо отметить, что субсидиарное применение некоторых оснований, предусмотренных трудовым законодательством, исключено, поскольку рассматриваемая норма носит специальный характер и даже при отсутствии прямого запрета применение иных оснований увольнения, предусмотренных трудовым законодательством, является необоснованным в силу специальной нормы ст.34 Закона «О полиции».  Кроме того, в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года №13-П получило закрепление правило о том, что, независимо от времени принятия, приоритетными признаются нормы того законодательства, которое специально предназначено для регулирования соответствующих отношений. В рассматриваемом случае  таковыми являются нормы Закона «О полиции».

Какие требования необходимо соблюсти в целях получения сотрудником органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения?

Получение сотрудником органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возможно в случае совокупности следующих оснований:
1. Сотрудник органов внутренних дел, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о социальных гарантиях), должен иметь стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет.
2. Предоставление единовременной социальной выплаты сотруднику органов внутренних дел осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 2 ст. 4 Федерального закона о социальных гарантиях).
3. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику органов внутренних дел,  при условии, что сотрудник:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
- проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- проживает в общежитии;
- проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Здесь необходимо отметить, что к членам семьи собственника жилого помещения, в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), отнесены проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, являются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Федеральный закон о социальных гарантиях в статье 1 определяет членов семей сотрудника и не регулирует вопросы, связанные с членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо членами семьи собственника жилого помещения.
В этой связи, при решении вопроса об отнесении сотрудника к членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения следует руководствоваться соответствующим понятийным аппаратом, предусмотренном в ЖК РФ.
В тоже время при решении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в состав членов семьи совместно проживающих с сотрудником, включаются только лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 1 Федерального закона о социальных гарантиях.
4. Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223). К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
- копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
- копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
- копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
- справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
- копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
- копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Какие периоды времени правомерно включать в стаж службы в органах внутренних дел, необходимый при принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения?

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Согласно части 5 статьи 4 указанного выше федерального закона порядок и условия предоставления единовременной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в своем постановлении от 30 декабря 2011 г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В то же время данным постановлением Правительства Российской Федерации не урегулирован порядок исчисления стажа службы для предоставления единовременной выплаты. В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе в ОВД) в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для предоставления иных социальных гарантий включаются периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).
Вместе с тем в настоящее время периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) для предоставления единовременной социальной выплаты, Правительством Российской Федерации не определены.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Таким образом, федеральные законы Российской Федерации являются актами прямого действия и исполняются без дополнительных на то указаний. На основании изложенного, полагаем возможным в настоящее время включать в стаж службы для предоставления единовременной выплаты все периоды, указанные в части 2 статьи 38 Закона о службе в ОВД, а именно:
- период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;

- период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьей 32 Закона о службе в ОВД;

- период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о службе в ОВД;

- период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;

- период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

- период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
- период работы судьей;

- время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;

- срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Включение в стаж службы для предоставления единовременной социальной выплаты иных периодов возможно только после издания соответствующего акта Правительства Российской Федерации.

Распространяются ли на сотрудников полиции установленные трудовым законодательством ограничения продолжительности сверхурочных работ – не более 120 часов в год?

Вопрос не простой, поскольку ст.37 Закона «О полиции», регулирующая особенности режима служебного времени сотрудников полиции, содержит норму, согласно которой сотрудники полиции в случае необходимости могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и не рабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Представляется, что, исходя из буквального толкования ч.2. ст. 37 комментируемого закона, ограничений для привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени для сотрудников полиции не установлено, а к компетенции МВД России отнесено правовое регулирование порядка привлечения к сверхурочным.
Ранее Закон «О милиции» по вопросу оплаты сверхурочных отсылал к трудовому законодательству и на практике к сотрудникам милиции применялась ст. 99 ТК РФ, ограничивающая продолжительность сверхурочной работы до 120 часов в год (не более 10 часов в месяц). Минфином России выделялись средства на оплату сверхурочных в размере до 120 часов в год.
Указанные ограничения обязывали должностных лиц органов внутренних дел соблюдать норму «сверхурочных», превышение которой было чревато административной ответственностью в соответствии  со ст. 5.27 КоАП РФ.
Следует также отметить, что согласно ч.4 ст. 37 Закона «О полиции» порядок предоставления сотруднику полиции дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, режим службы сотрудников полиции предполагает соблюдение установленных ведомственными нормативными правовыми актами  правил, которые должны быть разработаны в целях реализации ст. 37 Закона «О полиции».
На основании вышеизложенного, режим службы сотрудников полиции полностью выходит из сферы действия трудового права.
В то же время, на практике, зачастую возникает проблема применения трудового законодательства к служебным правоотношениям, и  в этой связи я отвечу на некоторые вопросы о применимости ТК РФ, возникающие в правоприменительной практике. 

Какую дату считать датой постановки на учет сотрудника для получения единовременной выплаты. Дату приема заявлений и документов сотрудника для получения единовременной выплаты или дату принятия решения комиссии о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты?

Согласно пункту 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила), решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья принимается соответствующей комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 указанных Правил.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

По смыслу подпункта 221 Правил и приложения к Правилам датой постановки на учет сотрудника следует считать дату принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии на учет.

На какой период времени сотрудник лишается премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в случае наложения на него дисциплинарного взыскания?

В соответствии с частью 12 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Пунктом 26 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 (далее – Порядок), определено, что премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей выплачивается ежемесячно из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания, установленного сотруднику на первое число месяца, за который производится выплата.
В соответствии с пунктом 32 Порядка сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор», «предупреждение о неполном служебном соответствии», «перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел», премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, в случае наложения на сотрудника органов внутренних дел одного из вышеуказанных видов дисциплинарного взыскания премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей не выплачивается в течение лишь одного месяца со дня привлечения его к дисциплинарной ответственности.
При этом основанием для невыплаты премии является наличие дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 32 Порядка, и соответствующий приказ руководителя.

Об исчислении продолжительности предоставляемых сотруднику отпусков в год увольнения со службы в органах внутренних дел

Согласно части 11 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе) сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2 либо пунктом 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 Закона о службе, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.

Названным положением статьи 56 Закона о службе ограничение продолжительности отпусков, предоставляемых сотруднику органов внутренних дел в год увольнения со службы в органах внутренних дел, не предусмотрено.

При этом необходимо иметь ввиду, что согласно части 3 статьи 57 Закона о службе сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

Аналогичные нормы установлены соответствующими приказами МВД России в отношении дополнительных отпусков за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, за выполнение служебных обязанностей в особых условиях, за ненормированный служебный день.

Полагаем, что контроль за предоставлением сотрудникам отпусков в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком должен осуществляться кадровыми подразделениями территориальных органов МВД России.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России